Следить за новостями:


Версия для печати

7 августа 2015

Проект "Аляска-Сибирь 2015" поможет укрепить международное сотрудничество в сохранении памяти о событиях Второй мировой войны

Международный проект "Аляска-Сибирь 2015", организованный к 70-летию Великой Победы, поможет сохранить историческую память о героях-летчиках и примерах успешного сотрудничества между станами антигитлеровской коалиции. Об этом 7 августа сказал министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Андрей Соболев на встрече с экипажами двух самолетов DC-3 Дуглас, которые совершили посадку в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Самолеты повторяют маршрут перелета по легендарной воздушной трассе Аляска-Сибирь (АЛСИБ) группой самолетов времен Великой Отечественной войны, которые поставлялись из США Советскому Союзу в рамках ленд-лиза.

"Урал внес весомый вклад в Победу. Для нас проект "Аляска-Сибирь" – это большой подарок, событие, которое останется в памяти людей. Мы впервые принимаем два уникальных борта, которые были изготовлены в 1942 и 1943 годах. Сегодня, когда предпринимаются попытки разжигания межнациональной розни, крайне важно показывать, что только общими усилиями государств и простых людей можно строить свободное от предрассудков и войн общество. Те летчики, которые сюда прилетели, не делят себя на представителей разного гражданства. Это единая пилотная команда, которая дарит всему миру возможность отпраздновать годовщину Победы", – отметил Андрей Соболев.

Гендиректор "Русского авиационного общества" и руководитель проекта Сергей Баранов пояснил, что идея пролететь по трассе на самолетах времен Второй мировой войны переросла в интересный международный проект.

Реализация проекта поделена на два основных этапа – американский (США – Канада – Аляска) и российский (Анадырь – Магадан – Якутск – Красноярск – Москва). Перелёт начался еще в июле в Грейт Фолс Монтана (США) и завершится в августе на Международном аэрокосмическом салоне в Жуковском. После показа на авиасалоне самолеты будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооруженных сил России.

Американский пилот Фрэнк Мосс, который вместе со своим сыном-пилотом Гленом принимает участие в проекте "Аляска-Сибирь 2015", рассказал, что самолеты действительно очень старые. В них отсутствует современная техника. По ходу перелета приходилось производить замену двигателя, чинить различное оборудование. Тем не менее, саму акцию Фрэнк Мосс считает успешной, очень интересной и значимой.

"Я думаю, что, по большей части, это все делается для того, чтобы напомнить людям о том, что произошло во время Второй мировой войны. У меня есть те, кто воевал и кто погиб в те годы. К сожалению, не очень много людей в Америке помнят именно об этом перелете самолетов. Мы стараемся напомнить об этих событиях, а также о том партнерстве США и СССР, которое существовало в годы войны. Этот перелет важен и познавателен, прежде всего, для нас самих. Мы начинаем понимать, через что пришлось пройти русским людям", – отметил Фрэнк Мосс.

Воздушная трасса между Аляской и СССР начала свое действие в 1942 году. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фэрбенкса на Аляске, где советская военная миссия принимала технику. По территории США самолеты перегонялись одним и тем же лётчиком, а в СССР – передавались по эстафете. Общая протяжённость от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6,5 тысячи километра, из них по территории СССР – пять тысяч. С завода в США до фронта в Советском Союзе самолёту приходилось преодолевать до 14 тысяч километров. Всего по трассе АЛСИБ доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов.

Помимо поставки самолетов трасса позволяла перевозить грузы: военное оборудование, продовольствие, оборудование для госпиталей, протезы, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту.

По Алсибу перемещались дипломаты, послы СССР в США Максим Литвинов и Андрей Громыко и также военные специалисты, а в 1944 году – вице-президент США Генри Уоллес.

За время существования трассы с октября 1942 по октябрь 1945 года по ней было перевезено 128371 пассажира, 18753 тонн грузов и 319 тонн почты, в том числе, 187 тонн дипломатической.

Одним из тех, кто принимал участие в перегонке самолетов из Америки, стал наш земляк Герой СССР, летчик-истребитель Александр Липилин. Его племянник Эдуард Лайковский хранит память о военных подвигах своего именитого дяди.

"Дядя рассказывал, что маршруты для перегонки техники рассматривались разные, но именно трасса через Сибирь оказалась наиболее надежной – здесь самолеты не сбивали, в отличие от трассы над морем. В то же время Алсиб – это маршрут для самых смелых и опытных летчиков. Здесь ужасные погодные условия, кроме того, не было надежных ориентиров и нормальных карт. Как правило, впереди шел лидер – самолет-бомбардировщик, который имел радиосвязь с землей. Следом за ним клином – по четыре-пять самолетов с обеих сторон. Летчикам приходилось выдерживать дистанцию 2-3 метра при норме 40-50 метров. Летели в пределах видимости. Отстал – потерял ориентиры. За три года Александр Липилин лично перегнал 435 самолетов. При этом 97 раз он летел в качестве лидера, то есть вел еще 8-10 самолетов. Получается, что всего мой дядя помог перегнать порядка 880 самолетов", – рассказал Эдуард Лайковский.

Назад к спискуНазад к списку

7 августа 2015
Александр Калягин от СТД России поблагодарил Евгения Куйвашева за содействие в реконструкции Нижнетагильского театра драмы

В адрес губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева поступила благодарственная телеграмма за подписью председателя Сою

7 августа 2015
Губернатор поздравил Анжелику Тиманину, завоевавшую три золотых медали на чемпионате мира по водным видам спорта

Губернатор Евгений Куйвашев поздравил с выдающимся успехом уральскую спортсменку Анжелику Тиманину, ставшую одиннадцатикратно

6 августа 2015
Накануне профессионального праздника состоялось награждение лидеров строительной отрасли Свердловской области

Торжественное собрание, посвященное профессиональному празднику – Дню строителя – прошло 6 августа в Екатеринбурге в Театре

Все новости в категории

World Expo 2025 in Yekaterinburg — Всемирная выставка ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге
22 мая 2017 года Россия подала заявку на проведение всемирной выставки ЭКСПО-2025 (World Expo 2025) в Екатеринбурге. Планируется, что выставка пройдёт со 2 мая по 2 ноября 2025 года. Заявленная тема: "Преобразуя мир: Инновации и лучшая жизнь — для будущих поколений".
Майские Указы Президента РФ
Информация о реализации требований майских Указов Президента РФ
Программа "Пятилетка развития"
О программе "Пятилетка развития".
Информационный портал Свердловской области
Переход на Информационный портал Свердловской области
Уральская инженерная школа
Информация о программе возрождения "Уральской инженерной школы".
Год добровольца (волонтёра) в России
Информация о ходе реализации мероприятий Года добровольца (волонтёра) на территории Свердловской области
Программа "Новое качество жизни уральцев"
Информация по разработке концепции комплексной программы "Новое качество жизни уральцев".
Лидеры России
Информация об открытом конкурсе для руководителей нового поколения "Лидеры России".
Стратегия-2030
Информация о стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года
Виртуальные и фото экскурсии
Виртуальные и фото экскурсии по Дому Севастьянова и выставкам, проводимым в резиденции губернатора
Чемпионат мира по футболу — 2018
Новости о подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу — 2018 в Екатеринбурге
ИННОПРОМ
Информация о международной промышленной выставке ИННОПРОМ, INNOPROM
Резерв управленческих кадров
Информация о порядке формирования, подготовки и исключения из резерва управленческих кадров Свердловской области
 
Закрыть слой Закрыть

Сайты государственных органов РФ и Свердловской области, муниципальных образований Свердловской области