Следить за новостями:


Версия для печати

21 марта 2013

Реализация национальных проектов и майских указов Президента должна быть сведена в комплексную программу

Тезисы выступления 

губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева

на семинаре-совещании с главами муниципальных образований на тему

"О ходе реализации Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, основных итогах, целях и приоритетах экономического и социального развития Свердловской области в 2013 году" 

 

Уважаемые коллеги!

 

Сегодня нам с вами предстоит обсудить динамику выполнения майских Указов Президента и ход реализации в Свердловской области приоритетных национальных проектов. Два первых месяца года – достаточный временной отрезок, чтобы отследить динамику и при необходимости внести коррективы.

Профильные министры нам доложат в подробностях, как реализуются майские Указы в экономике, социальной политике, здравоохранении, образовании, жилищной сфере, других отраслях.

Я хочу подробнее остановиться на некоторых принципиальных соображениях.

Прежде всего, сегодня мы пришли к пониманию того, что работа по реализации приоритетных национальных проектов и майских указов Президента должна быть сведена в единую комплексную программу реального роста качества жизни людей.

Экономические итоги 2012 года и первых двух месяцев нынешнего года говорят о том, что необходимые предпосылки для этого в Свердловской области созданы: растет промышленность, инвестиционная привлекательность региона, банковская сфера, улучшается деловой климат.

Мы ещё будем подробно анализировать итоги 2012 года на расширенном заседании Правительства Свердловской области, но вкратце ситуация такова: в минувшем году область укрепила свои лидерские позиции. По объему отгруженной промышленной продукции Свердловская область заняла пятое место в стране. По обороту розничной торговли - третье место, по сумме инвестиций, привлеченных в основной капитал, мы стабильно входим в первую десятку регионов.

По индексу промышленного производства Свердловская область поднялась на 35 позиций — с 51 места в 2011 году на 16 место в 2012 году. Опережающими темпами развивались оборонно-промышленный комплекс, производство машин, электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

В 2013 году эта положительная динамика укрепилась: индекс промышленного производства по полному кругу организаций за январь-февраль 2013 года составил почти 105% к уровню января-февраля 2012 года.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в январе 2013 года в хозяйствах всех категорий составил 104,2% в сопоставимых ценах к уровню января 2012 года.

В январе 2013 года оборот розничной торговли превысил 71 миллиард рублей, что в сопоставимых ценах на 6,2% выше уровня января 2012 года.

Растут доходы бюджета: объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета по сравнению с первыми двумя месяцами 2012 года вырос более чем на 16 процентов, составив 23 миллиарда 753 миллиона рублей. Поступления в областной бюджет выросли более чем на 17 процентов, составив 15 миллиардов 855 миллионов рублей.

На 1 февраля 2013 года статус безработных имели 31 248 человек, количество заявленных вакансий - свыше 39 тысяч, что на 19 процентов больше, чем в 2012 году.

Сейчас все эти экономические "плюсы" мы должны инвестировать в людей, в качество жизни, в новые, более высокие стандарты жизни, которые должны быть реализованы на всей территории Свердловской области – во всех городах, рабочих поселках, деревнях и селах.

Говоря о качестве жизни, считаю необходимым уделить особое внимание таким аспектам как:

- рост уровня заработной платы;

- наращивание объемов строительства доступного жилья;

- ликвидация очередей в детские сады;

- наведение порядка в сфере ЖКХ, регулирование тарифов и размеров оплаты коммунальных услуг;

- повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг.

По большому счету, это именно то, что больше всего нужно людям от власти. Именно по этим показателям оценивают нашу работу жители области.

Можно сколько угодно надувать щеки и рассуждать о будущих благах, но если сегодня улицы утопают в грязи, дороги все в ямах, а "Скорая помощь" едет до пациента больше двух часов, то люди просто перестают верить в дееспособность власти.

Ситуация в сфере ЖКХ – как раз такая проверка на профпригодность. В начале марта российское правительство опубликовало перечень поручений по вопросам оплаты гражданами коммунальных услуг в 2013 году.

Нам с вами необходимо до 25 марта 2013 года принять необходимые решения, для того, чтобы в этом году плата граждан за коммунальные услуги не поднялась более чем на 6 процентов по сравнению с декабрем 2012 года.

По результатам проверки, проведенной в Свердловской области, необоснованное превышение платежей населения за коммунальные услуги в 2013 году выявлено в нескольких муниципалитетах:

- в Горноуральском городском округе;

- в городском округе Красноуфимск;

- в Богдановиче и Сухом Логу.

Главы муниципалитетов должны сделать необходимые выводы. Прошу занести это в протокол. А правительству взять на контроль.

Нам с вами удалось укротить аппетиты управляющих компаний, когда в конце прошлого года они резко взвинтили плату за общедомовое потребление. В результате наших общих усилий управляющие компании произвели перерасчет излишне начисленных сумм за период с 1 сентября 2012 года. Усилив работу по установлению общедомовых приборов учета, мы в принципе ликвидируем почву для таких злоупотреблений.

Теперь перед нами стоит ещё одна важнейшая задача – постоянно мониторить ситуацию с платежами за коммунальные услуги, не упускать её из виду.

Завершилась конкурсная процедура по выбору разработчиков Интернет-портала, где должна быть представлена информация о деятельности управляющих компаний региона. В начале апреля, как обещали, система начнет работу. И у нас появится ещё один механизм контроля и оперативного реагирования. И не только у нас. Любой житель области зайдя на сайт, должен получить полную ясность: сколько он должен платить за услуги ЖКХ, и каково должно быть качество этих услуг.

Уважаемые коллеги, мы вступаем с вами с очень ответственный период: весна, сложные погодные условия, надвигающаяся угроза сильных паводков. В каждом муниципалитете должен быть четкий, детально проработанный план действий, предусматривающий своевременную уборку снега, весеннюю очистку территорий, обеспечение безопасности людей в условиях паводка. В первую очередь это касается территорий, расположенных в бассейнах рек Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа и Сылва.

Уважаемые коллеги!

Одна из важнейших проблем, которая существенно подрывает рейтинг нашего региона — отставание размера заработной платы в Свердловской области от среднероссийского показателя. Во время финансового кризиса регион серьезно "просел", и мы до сих пор не наверстали отставание: по итогам 2012 года среднемесячная заработная плата в Свердловской области сложилась на уровне 25 тысяч 715 рублей, в целом по России – 26 тысяч 822 рубля.

Таким образом, мы отстаем от общероссийского показателя в среднем на тысячу рублей. Это отставание не слишком критично, учитывая, что темпы роста заработной платы у нас значительно превышают средние по России. Я уверен, что совместными усилиями мы сумеем справиться с этой проблемой.

В 2013 году мы должны принять ряд системных мер, направленных на повышение уровня заработной платы в Свердловской области.

Прежде всего, это заключение трехсторонних соглашений между Правительством области, профсоюзами и работодателями, где одно из непременных требований – повышение уровня заработной платы.

Во-вторых, это борьба с "серыми", "черными" и прочими схемами выплат заработной платы. Во время всех рабочих совещаний с участием представителей силового блока я ставлю эту задачу, и сегодня у нас есть реальные подвижки в противодействии выводу зарплат в "теневую сферу". Но ведь это вопрос не только правовой, но и психологический, поэтому на уровне муниципалитетов необходимо организовать разъяснительную работу: люди, получая зарплату в "конверте", обманывают не государство, а себя. Через некоторое время это самым негативным образом скажется на их пенсиях.

Говоря о противодействии экономическим преступлениям, не могу не затронуть такую тему как рейдерство и преднамеренное банкротство предприятий. Сегодня рейдерство сменило облик. На смену откровенному криминалу приходят "псевдозаконные" манипуляции с ценными бумагами и уставными документами, создание параллельных советов директоров, предоставление в налоговые органы заведомо ложных сведений. Самого пристального внимания заслуживают факты противоправного завладения землей и имуществом, совершенные при прямом попустительстве или соучастии государственных и муниципальных служащих.

В Свердловской области немало предприятий и учреждений, где вопрос собственности имеет принципиальное значение. Мы должны заранее отслеживать ситуации, когда внезапная смена собственника может привести к безработице и нарастанию социальной напряжённости.

Одним из симптомов искусственного банкротства предприятия является нарушение трудовых прав работников: немотивированные сокращения, задержка выплаты заработной платы, отказ от социальных гарантий и льгот. И здесь наши правоохранители, органы региональной и муниципальной власти должны работать вместе, четко и согласованно, предупреждая эти угрозы.

Третий фактор повышения уровня заработной платы – это работа по улучшению инвестиционной привлекательности территорий, созданию новых производств, модернизации действующих. Высокий уровень официальных, "белых" зарплат сегодня в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Верхней Пышме, Заречном, в Нижнем Тагиле, в других муниципалитетах, где высока инвестиционная активность, где создаются высокопроизводительные рабочие места, где работодатели заинтересованы в привлечении специалистов высокой квалификации. Повышение инвестиционной привлекательности территорий – ваша прямая обязанность, уважаемые коллеги.

В Свердловской области в рамках реализации Указа Президента к 2020 году должно быть создано 700 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.

Я поручил разработать Программу модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области. В отношении участников Программы предусмотрена возможность предоставления мер государственной поддержки, в том числе льгот по региональным и местным налогам.

На сегодняшний день 375 организаций и индивидуальных предпринимателей заявили о своем желании участвовать в программе.

Мы продолжаем сбор заявок на участие в программе.

Обращаю внимание глав муниципалитетов, входящих в Восточный управленческий округ – пока здесь отмечается самая слабая активность. Кстати, не случайно и уровень заработной платы в муниципалитетах округа весьма и весьма невысок.

В бюджетной сфере мы выполнили установки Президента: заработная плата учителей в Свердловской области (27 379 рублей) соответствует, а во многих территориях превышает среднюю по экономике.

Заработная плата в системе дошкольного образования (23 984 руб.) доведена до средней зарплаты в сфере общего образования, средняя заработная плата врачей составляет более 140% от средней заработной платы в целом по экономике Свердловской области, а к 2018 году будет доведена до 200% от средней зарплаты по экономике.

Кроме того, предусмотрено ежегодное повышение на 15% средней зарплаты работников физической культуры. Зарплата прочих работников бюджетной сферы повысится с 1 октября 2013 года на 5,5% и далее на 5% ежегодно.

Но мы должны давать себе отчет, что достижение этих показателей в статистике далеко не всегда совпадает с реальностью.

Сколько ставок должен взять врач, чтобы зарабатывать по 40 — 50 тысяч? Это же времени на семью никакого не хватит, да и собственного здоровья не останется. Кроме того, есть ряд муниципалитетов, где заработная плата педагогов и работников дошкольного образования ниже средней по экономике.

Поэтому давайте договоримся: средний показатель пусть останется для статистики. А вот когда каждый врач, каждый учитель, каждый воспитатель в детском саду скажет – да, у меня заработная плата реально выросла - вот тогда можно будет говорить о том, что мы справились с задачей, поставленной Президентом. Пока мы только на подступах к этому и имеем "среднюю температуру по больнице".

На уровне Правительства области разработаны "дорожные карты" повышения эффективности и качества услуг в отраслях бюджетной сферы.

Сейчас аналогичная задача стоит и перед муниципальными образованиями. В течение апреля каждое муниципальное образование должно разработать "дорожные карты" повышения заработной платы в соответствующих отраслях бюджетной сферы.

В реализации других майских Указов Президента также наблюдается положительная динамика.

Прежде всего, продолжается рост рождаемости (+10% к уровню января-февраля 2012 года). Естественный прирост населения в январе-феврале 2013 года составил 500 человек.

В 2013 году начались выплаты регионального материнского капитала, стартовала программа ежемесячных выплат малообеспеченным многодетным семьям. На сегодняшний день у нас уже более 4 тысяч заявлений на выплату областного материнского капитала, по ним выдано 1 355 сертификатов.

Но есть и тревожные факты: есть несколько территориальных управлений социальной политики (22 управления), куда в течение 2013 года не поступило ни одного обращения за данной выплатой.

В пяти управлениях социальной политики не выдано ни одного сертификата на областной материнский капитал.

При этом по двум управлениям социальной политики по городу Волчанску и по Богдановичскому району не выдавались ни сертификаты, ни поступало обращений от населения за назначением ежемесячной выплаты.

Что это такое? Я не думаю, что в этих муниципалитетах сложился какой-то уникальный информационный вакуум, и люди просто не подозревают о тех выплатах, которые им положены. Это явная недоработка глав, управлений социальной политики и нашего информационного блока. Считаю необходимым проанализировать данную ситуацию и принять необходимые меры. Прошу занести поручение в протокол.

У нас есть подвижки в строительстве детских садов, за первые два месяца 2013 года введены в строй детские сады в городах Арамиль и Нижнем Тагиле (задел 2012 года). Всего в 2013 году в области должно быть введено в эксплуатацию свыше 30 новых детских садов почти на 5 тысяч мест. 14 детских садов мы реконструируем с надстройкой третьего этажа.

Налицо динамика в жилищном строительстве. В январе-феврале 2013 года введено в строй более 66 тысяч квадратных метров жилья, что на 6,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но обратите внимание — практически все это жилье построено индивидуальными застройщиками. Я понимаю, что начало года не показательно для муниципальной застройки, но и предновогодняя лихорадка в конце четвертого квартала – тоже не выход.

Особое внимание мы должны уделить решению жилищных проблем льготных категорий населения, молодых и многодетных семей, детей-сирот.

На сегодняшний день в Свердловской области свыше 22 тысяч детей сирот, из которых около 8 тысяч нуждаются в жилье. Наша задача – создать условия для полноценной жизни, решить жилищные проблемы сирот.

Но здесь необходимо учитывать ещё и такой момент, что многие сироты, вышедшие из стен детского дома, имеют слабое представление о реальных масштабах цен и легко становятся добычей всякого рода мошенников. Ваша задача, уважаемые главы, проследить, чтобы квартиры, которые целевым порядком выделяются сиротам, не уходили на сторону, не продавались за бесценок. Возьмите это на свой личный контроль.

Я внес законопроект в Законодательное Собрание Свердловской области об упрощении процедуры усыновления детей, передачи их под опеку, а также об увеличении выплат семьям, берущим на воспитание детей-инвалидов, детей старше семи лет, братьев и сестёр. Сейчас проект проходит обсуждение в Думе, с принятием нового закона социальная защита сирот в Свердловской области значительно усилится, и, что немаловажно, мы создадим базу для сокращения социального сиротства, для помощи семьям, берущим сирот на воспитание. А это очень важно для формирования здорового морального климата в обществе. Сокращение сиротства – важнейший показатель качества жизни.

Уважаемые коллеги!

Хочу обратить ваше внимание на два момента: это необходимость совершенствования информационного обмена и приближающийся День местного самоуправления, наш с вами общий новый праздник.

Вы сами не раз жаловались, что органы исполнительной власти словно соревнуются друг с другом, запрашивая с вас огромный объем информации, причем эти запросы часто дублируют друг друга. Для того, чтобы ввести информационные потоки в нормативное русло, мы разработали единый стандарт, характеризующий формы и сроки предоставления плановой информации и порядок подготовки запросов, направляемых вне установленных сроков. Для повышения эффективности работы будет максимально задействована Автоматизированная система управления деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

В рамках подготовки ко Дню местного самоуправления, которой, напомню, мы отмечаем 21 апреля, в Свердловской области пройдут выставки, конференции, круглые столы, посвященные актуальным проблемам развития местного самоуправления на Урале и в России. Мы проведем губернаторский прием. А 20 апреля пройдёт итоговое мероприятие Дня местного самоуправления, в рамках которого состоятся выставка достижений муниципальных образований, торжественное награждение победителей по ряду номинаций, концерт творческих коллективов, в том числе представляющих муниципальные образования.

Прошу готовиться. Праздник – дело ответственное, тем более, когда это касается имиджа муниципалитета.

Назад к спискуНазад к списку


Майские Указы Президента РФ
Информация о реализации требований майских Указов Президента РФ
Чемпионат мира по футболу — 2018
Новости о подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу — 2018 в Екатеринбурге
Уральская инженерная школа
Информация о программе возрождения "Уральской инженерной школы".
ИННОПРОМ-2017
Информация о Международной промышленной выставке России ИННОПРОМ-2017, International exhibition and forum "INNOPROM-2017", に関する情報の国際産業展示のロシアINNOPROM-2017
Культурный проект "Дельфийские игры — 2017"
Информация о проведении культурного проекта "Дельфийские игры — 2017" на территории Свердловской области
Год экологии в России
Информация о ходе реализации мероприятий Года экологии на территории Свердловской области
Программа "Пятилетка развития"
Сбор предложений жителей Свердловской области в проект народной программы "Пятилетка развития".
Программа "Новое качество жизни уральцев"
Информация по разработке концепции комплексной программы "Новое качество жизни уральцев".
Стратегия-2030
Информация о стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года
Резерв управленческих кадров
Информация о порядке формирования, подготовки и исключения из резерва управленческих кадров Свердловской области
Виртуальные и фото экскурсии
Виртуальные и фото экскурсии по Дому Севастьянова и выставкам, проводимым в резиденции губернатора
 
Закрыть слой Закрыть

Сайты государственных органов РФ и Свердловской области, муниципальных образований Свердловской области