Следить за новостями:


Версия для печати

23 апреля 2013

Е.Куйвашев: Наша задача — формировать новые конкурентные преимущества региона — это основа роста качества жизни уральцев

Губернатор Евгений Куйвашев 23 апреля на заседании Законодательного Собрания области подвел итог работы областного правительства в минувшем году. В таком формате свердловские депутаты заслушивали отчет главы региона впервые. Новая норма установлена в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Свердловской области. Ниже представлен полный текст выступления губернатора.

 

Выступление

Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева

на заседании Законодательного Собрания Свердловской области

с отчетом о деятельности Правительства Свердловской области за 2012 год

 

23 апреля 2013 года

Екатеринбург

 

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

В соответствии с федеральным законодательством и Уставом Свердловской области представляю вам "Отчет Губернатора Свердловской области Законодательному Собранию Свердловской области о результатах деятельности Правительства Свердловской области за 2012 год". 

Полный текст Отчета и ответы на вопросы депутатов Законодательного Собрания, заданные в период работы над Отчетом, переданы в аппарат Законодательного Собрания Свердловской области и доступны для ознакомления. 

Это первый Отчет с момента создания однопалатного Законодательного Собрания Свердловской области. Для меня, как руководителя региона, это также первый отчет перед депутатами Законодательного Собрания. 

29 мая 2012 года в этом же зале вы поддержали предложение Президента Российской Федерации и доверили мне пост Губернатора Свердловской области. 

Свердловская область всегда была одним из регионов-лидеров. В 2012 году я видел свою задачу в том, чтобы обеспечить преемственность социально-экономического курса. И одновременно — формировать новые конкурентные преимущества региона, новые источники экономического роста. Что, в конечном итоге, является основой роста качества жизни уральцев.

Сегодня я докладываю вам, что было сделано в течение 2012 года для решения тех задач, о которых я говорил во время инаугурации. 

Напомню, это рост доходов областного и местных бюджетов, поддержка муниципалитетов, ведение современной промышленной политики с опорой на инновационные технологии, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие сферы ЖКХ, предпринимательства, обеспечение реализации социальных программ. 

И как итог всей этой работы — рост качества жизни людей на всей территории Свердловской области.

Основные направления работы Правительства Свердловской области в 2012 году определяли такие документы как Майские Указы Президента Российской Федерации, Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, Закон о Бюджете Свердловской области на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. 

В 2012 году Законодательное Собрание Свердловской области приняло 111 законов, из них 50 были инициированы Правительством Свердловской области. Назову лишь некоторые из них: закон "О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области", закон "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", закон "Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области".

Благодарю депутатов за конструктивное сотрудничество, оперативное рассмотрение и принятие нормативных актов, имеющих большое значение для развития экономики и социальной сферы региона. 

Макроэкономические итоги, рейтинг региона

В 2012 году валовой региональный продукт Свердловской области составил 1 триллион 406 миллиардов рублей, или 107,8% к уровню 2011 года. По объему отгруженной промышленной продукции Свердловская область заняла пятое место в стране. По обороту розничной торговли — третье место, по сумме инвестиций, привлеченных в основной капитал, мы стабильно занимаем 6 место среди регионов. 

По индексу промышленного производства Свердловская область поднялась на 35 позиций — с 51 места в 2011 году на 16 место в 2012 году. По итогам 2012 года он составил 108,3% к уровню 2011 года.

Таким образом, создана устойчивая экономическая база для дальнейшего развития региона, реализации целей и задач, поставленных в Майских Указах Президента России. 

Качество жизни: демография

В 2012 году в Свердловской области был зафиксирован устойчивый демографический рост. Впервые за последние 20 лет уровень рождаемости превысил смертность, естественный прирост населения составил полторы тысячи человек. 

В результате совместной работы исполнительной и законодательной власти региона были приняты несколько важнейших документов, направленных на закрепление этой позитивной динамики. В том числе, Закон о региональном материнском капитале, законодательные акты, сокращающие социальное сиротство, упрощающие процедуру усыновления детей, передачи их под опеку, увеличивающие сумму выплат усыновителям.

Качество жизни: заработная плата и доходы населения

По итогам 2012 года среднемесячная заработная плата в Свердловской области составила 25 тысяч 715 рублей (или 114,6% к уровню 2011 года). 

По этому показателю мы отстаем от среднероссийского уровня на тысячу рублей. В 2008-2009 годах регион серьезно "просел" по уровню заработной платы, и мы до сих пор не наверстали отставание. В рейтинге российских регионов по уровню заработной платы в 2012 году Свердловская область заняла двадцатое место. 

В то же время темпы роста заработной платы у нас значительно превышают средние по России. И это дает основания для уверенности в том, что за ближайшие год-два Свердловская область в состоянии выйти на лидерские позиции в этом важнейшем направлении.

Тем более что данные статистики свидетельствуют, что реальные денежные доходы населения в 2012 году составляли в среднем 27 тысяч 373 рубля. На 48 процентов выросли суммы денежных сбережений жителей области, на 10 процентов – количество автомобилей, находящихся в собственности уральцев (1миллион 769 тысяч автомобилей). 

В 2012 году Свердловская область стала одним из первых российских регионов, выполнивших установку Президента страны о доведении заработной платы педагогических работников до уровня средней по экономике. Размер оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений доведен до средней зарплаты в сфере общего образования. 

При разработке бюджета 2013 года были учтены необходимые средства для повышения заработной платы врачей, среднего медицинского персонала, социальных работников, работников культуры и работников физической культуры.

Качество жизни: здравоохранение, образование

Была продолжена реализация региональной программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы. В рамках программы капитальные ремонты проведены в 148 учреждениях здравоохранения Свердловской области. В лечебно-профилактические учреждения региона перечислено свыше 1,4 миллиарда рублей. 

Для повышения эффективности бюджетных расходов в 2012 году началась работа по переводу бюджетных учреждений, в первую очередь сферы образования и здравоохранения, в статус автономных. Это необходимо для повышения самостоятельности учреждений, роста заработной платы сотрудников, привлечения квалифицированных специалистов, улучшения качества услуг, которые оказывают учреждения. За год количество автономных образовательных учреждений увеличилось в 4 раза.

В 2012 году было отремонтировано 700 школ, из них 146 сельских, на общую сумму более 1 миллиарда рублей. Для всех средних общеобразовательных школ области (935 школ) было закуплено новое оборудование для школьных столовых, парк школьных автобусов пополнился на 37 единиц. Все автобусы оснащены спутниковой навигацией ГЛОНАСС. 

Повышая доступность дошкольного образования, сокращая очередь в детские сады, в 2012 году было построено и реконструировано 16 зданий детских садов, 29 зданий возвращено от непрофильных организаций, введено 9138 дополнительных мест в детских садах.

Был разработан и начал действовать проект "Урал без наркотиков".  Главный принцип центра – добровольность. Система реабилитации включает в себя не только поддержку психологов, социальных работников, но и обязательное трудоустройство. Данный проект получил поддержку Президента России, так же как и строительство Госпиталя восстановительных инновационных технологий в Нижнем Тагиле.

Качество жизни: жилищное строительство

В 2012 году введен в строй 1 миллион 869 тысяч квадратных метров жилья, что выше результатов 2011 года (в 2011 году – 1,82 млн. кв.м.). 

Для того, чтобы стимулировать жилищное строительство на всей территории Свердловской области, была разработана новая схема взаимодействия с муниципалитетами, так называемый проект "трубы на метры". Область берет на себя обязательства по подводке инженерных коммуникаций к выделенным для жилищного строительства участкам, а муниципалитет с привлечением инвесторов строит жилье. 

Начало этой программы имеет свой цикл. Поэтому отдачу мы ожидаем в конце 2014 – 2015 годов.

В течение 2012 года заключены соглашения с 68 муниципальными образованиями. 

В 2013 годы мы планируем сдать не менее 1 миллиона 900 тысяч квадратных метров жилья. 

Качество жизни: сфера ЖКХ 

Для улучшения работы жилищно-коммунального комплекса, повышения "прозрачности" платежей в этой сфере было принято несколько решений, рассчитанных на перспективу. Так, в 2012 году принято решение в 8 раз увеличить финансирование программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства. И я хочу отдельно поблагодарить вас за поддержку этого решения. За ближайшие 5 лет на модернизацию отрасли будет направлено более 22 миллиардов рублей. 

В качестве пилотных проектов были выбраны 10 муниципальных образований, на территории которых началась полная модернизация сетей тепло-, водо- и газоснабжения. Как показывают расчеты, оптимизация схемы теплоснабжения может дать эффект по снижению потребления газа более чем на 40%, а проект по модернизации может окупиться менее чем за 3 года. 

Свердловская область – один из немногих регионов, который в соответствие с поручением Президента Российской Федерации в декабре 2012 года установил предельный индекс роста платежей населения за услуги ЖКХ. Осенью прошлого года огромное количество нареканий вызвал резкий рост платежей за общедомовое потребление. Проблема возникла из-за отсутствия общедомовых приборов учета и отсутствия четкого определения, что именно входит в состав общедомового имущества. Я, как губернатор региона, направил запрос в Министерство регионального развития России о порядке применения новых правил расчета и четком перечне общедомового имущества, исключающем злоупотребления со стороны недобросовестных управляющих компаний. Мы получили от Минрегиона требуемые документы, в результате жителям области в январе-марте текущего года были произведены перерасчеты, излишки оплаты учтены в счет текущих платежей за коммунальные услуги. 

Мы инициировали отдельную программу по установке систем учета энергоресурсов для многоквартирных домов и зданий бюджетной сферы. До конца 2013 года общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов должны быть оборудованы все многоквартирные дома в Свердловской области.

Был создан и в ближайшее время начнет работу специализированный Интернет-портал, где каждая управляющая компания будет публиковать сведения о финансовой деятельности, работах, произведенных по каждому дому (включая стоимость этих работ), жалобы и предложения граждан.

Развитие промышленности

Один из важнейших итогов 2012 года – начало работы по формированию комплексной промышленной политики Свердловской области. В её основе лежит необходимость дальнейшего инновационного развития региона, роста производительности труда, развитие государственно-частного партнерства. 

Разработаны проекты нескольких стратегически важных документов. В том числе: 

- Программа создания высокопроизводительных рабочих мест в промышленности Свердловской области до 2020 года; 

- Стратегия инновационного развития Свердловской области до 2020 года;

- Концепция областной целевой программы "Развитие промышленности Свердловской области и повышение её конкурентоспособности на 2014-2018 годы". 

Мы имеем все шансы стать первым регионом Российской Федерации, разработавшим программу создания высокопроизводительных рабочих мест в промышленности и областную целевую программу, направленную на развитие промышленности.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона, улучшения делового климата, сокращения административных барьеров было принято решение о создании Совета по инвестициям, объединяющего в себе функции нескольких ранее действовавших структур. 

В 2012 году нам удалось заручиться федеральной поддержкой в реализации проекта создания особой экономической зоны "Титановая долина". Много об этом говорилось в течение 8 лет и только в этом году начались строительные работы в полном объеме.  

В этом году из областного бюджета было направлено 500 млн. рублей на подготовку инфраструктуры, необходимой для запуска производств первых резидентов. Установлены существенные налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны "Титановая долина" (освобождение от налога на прибыль в течение 10 налоговых периодов с момента получения прибыли). 

В 2012 году мы существенно продвинулись в реализации крупных инвестиционных проектов: создание Химического парка в Нижнем Тагиле, трубного кластера на площадке "Синарский трубный завод", фармацевтического кластера, строительстве прокатного комплекса по выпуску листа из алюминиевых сплавов на Каменск-Уральском металлургическом заводе, серийном производстве электропоездов "Ласточка" на предприятии "Уральские локомотивы".

Принято решение о создании индустриальных парков с государственным участием. Помимо Екатеринбурга индустриальные парки будут размещены в Новоуральске, Краснотурьинске, других территориях региона.  

Привлечение инвестиций

По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал превысил 341 миллиард рублей (в сопоставимых ценах – 95,2% к уровню 2011 года, в действующих ценах – 102,5% к уровню 2011 года). Считаю важным достижением трехкратное увеличение иностранных инвестиций по сравнению с 2011 годом. 

В Свердловскую область поступило 5,2 миллиарда долларов США иностранных инвестиций, что составило максимальную динамику показателя после 2001 года. Норма инвестиций в Свердловской области составила 24,3% по итогам 2012 года. В соответствии с Указом Президента РФ к 2015 году должна быть достигнута норма инвестиций на уровне 25%. В Свердловской области данный показатель уже практически достигнут.

Рост доходов областного и местных бюджетов

Заступая на пост Губернатора Свердловской области, как об одном из приоритетов, я говорил о необходимости добиться роста поступлений в областной и местные бюджеты, укрепить финансовую дисциплину, усилить работу с крупнейшими налогоплательщиками. 

В решении этой задачи есть позитивная динамика. В 2012 году в консолидированный бюджет Свердловской области было дополнительно мобилизовано почти 6 миллиардов рублей. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области за 2012 год составили 184,5 миллиарда рублей, что выше уровня 2011 года на 14% (или на 22,7 млрд. рублей). В 2013 году налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета мы планируем в объеме 196 млрд. рублей.

В бюджеты муниципальных образований поступило 37 миллиардов рублей налоговых отчислений. Это на 14 процентов выше, чем за тот же период прошлого года.  

Мы продолжили практику стимулирования муниципалитетов, добившихся роста собственных доходов. 200 миллионов рублей в виде трансфертов перечислены в 55 муниципалитетов (51 городской округ и 4 муниципальных района). 

В 2012 году были введены новые формы взаимодействия с муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию административных комиссий. В 2012 году в результате деятельности административных комиссий в областной бюджет поступило 7,9 млн. рублей (для сравнения – в 2011 году 800 рублей). 

Для увеличения доходной базы местных бюджетов принято решение о зачислении с 2013 года взысканных административных штрафов в местные бюджеты. 

Мы продолжили работу по модернизации моногородов. В результате реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и Асбесте создано более 12 тысяч рабочих мест.

Начала разрабатываться областная целевая программа развития Нижнего Тагила, которая должна стать моделью для работы с другими муниципальными образованиями. 

Особое внимание уделялось развитию Екатеринбурга как столицы Свердловской области. Это было одним из приоритетов работы в 2012 году, эта же задача ставится и на 2013 год и на последующие годы.

В 2012 году началась разработка программы "Столица", в этом же году город получил 600 миллионов рублей на приобретение коммунальной техники (приобретено 157 единиц). 

В 2013 году из областного бюджета Екатеринбургу на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство города будет предоставлено 4 миллиарда рублей.

Вкладывая значительные средства из областного бюджета, мы вправе рассчитывать на адекватный результат.

Реализация программы "Столица" должна вестись таким образом, чтобы горожане ощутили, что пробок на дорогах становится меньше, улицы и дворы убираются лучше, а гулять в городских парках приятно и безопасно.

Развитие Екатеринбурга – это стимул для других муниципалитетов, это способ повышения инвестиционной привлекательности региона, дальнейшего продвижения Свердловской области как территории роста и больших возможностей. 

Перед Екатеринбургом стоят сегодня амбициозные задачи – город реально выходит в число российских лидеров, становится одним из самых привлекательных мегаполисов региона. 

Наша задача – закрепиться на этой позиции, создать условия для формирования новых стандартов жизни.

Это значит – снижение административных барьеров, упрощение процедур землеотводов, развитие жилищного строительства с одновременным снижением стоимости квадратного метра, совершенствование качества оказания услуг в сфере ЖКХ, обеспечение полной "прозрачности" платежей в этой сфере. Нам предстоит немало сделать для того, чтобы повысить качество здравоохранения в Екатеринбурге, помочь "Скорой помощи" стать действительно скорой и высокоэффективной службой. 

Чтобы добиться успеха в решении этих задач, нам необходимо обеспечить четкое рабочее взаимодействие муниципальной и региональной власти. 

Тем более это важно в условиях реализации тех важнейших имиджевых проектов, с которыми будет связан новый облик Екатеринбурга. 

В 2012 году было принято решение о проведении в Екатеринбурге матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году, с большим успехом прошла выставка-форум "Иннопром-2012", в рамках которой было заключено соглашений и контрактов на 180 миллиардов рублей. 

Главы государств России и Казахстана приняли решение о проведении Х форума межрегионального сотрудничества двух стран в городе Екатеринбурге. 

Мы вышли на финальную стадию продвижения российской заявки на участие в ЭКСПО-2020. В 2012 году состоялось несколько презентаций нашей заявки Международному бюро выставок, подготовлена "Заявочная книга", разработан мастер-план размещения ЭКСПО-парка, состоялся визит Инспекционной комиссии Международного бюро выставок в Екатеринбург. 

Также в Екатеринбурге пройдут 6 международных правительственных комиссий. 

 

Уважаемые депутаты!

Хочу ещё раз отметить, что успешная и эффективная работа в 2012 году – результат совместной конструктивной деятельности исполнительной и законодательной власти региона. 

Благодарю вас за поддержку, взаимопонимание, позитивный настрой и выражаю уверенность в том, что и в 2013 году мы будем работать так же слаженно и четко, направляя свои усилия на благо Свердловской области, реализацию важнейших социально-экономических проектов, имеющих целью комплексное повышение качества жизни уральцев.

 

Фото пресс-службы Губернатора

Назад к спискуНазад к списку


Майские Указы Президента РФ
Информация о реализации требований майских Указов Президента РФ
Чемпионат мира по футболу — 2018
Новости о подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу — 2018 в Екатеринбурге
Уральская инженерная школа
Информация о программе возрождения "Уральской инженерной школы".
ИННОПРОМ-2017
Информация о Международной промышленной выставке России ИННОПРОМ-2017, International exhibition and forum "INNOPROM-2017", に関する情報の国際産業展示のロシアINNOPROM-2017
Программа "Пятилетка развития"
Сбор предложений жителей Свердловской области в проект народной программы "Пятилетка развития".
Год экологии в России
Информация о ходе реализации мероприятий Года экологии на территории Свердловской области
Программа "Новое качество жизни уральцев"
Информация по разработке концепции комплексной программы "Новое качество жизни уральцев".
Стратегия-2030
Информация о стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года
Резерв управленческих кадров
Информация о порядке формирования, подготовки и исключения из резерва управленческих кадров Свердловской области
Виртуальные и фото экскурсии
Виртуальные и фото экскурсии по Дому Севастьянова и выставкам, проводимым в резиденции губернатора
 
Закрыть слой Закрыть

Сайты государственных органов РФ и Свердловской области, муниципальных образований Свердловской области