Следить за новостями:


Версия для печати

18 декабря 2015

Пресс-конференция Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева по итогам 2015 года (стенограмма)

Пресс-конференция

Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева

по итогам 2015 года

 

Е. Куйвашев:

– Здравствуйте! Всех с наступающим Новым годом, успехов всем в новом году, ну и так же продолжать динамично совместно работать на благо Урала, Свердловской области.

 

"Областная газета":

– Евгений Владимирович, российско-китайские отношения становятся все более интенсивными. Какую роль в этом будет играть Екатеринбург, Свердловская область? И если можно, второй вопрос: Вы все чаще стали встречаться с журналистами, о чем вас чаще всего спрашивали, какие темы волнуют, как вас пытают (журналисты)?

Е. Куйвашев:

– Насчет российско-китайских взаимоотношений вы уже все знаете. Буквально вчера принято решение и подписан меморандум. Результатом нашего плодотворного сотрудничества и достаточно неплохого проведения "ИННОПРОМа" с официальным партнером Китайской Народной республикой, наши совместные усилия, как китайской, так и российской стороны – дали первые результаты. И вчера принято решение на межправительственном уровне о том, что российско-китайское ЭКСПО будет проходить на постоянной основе в двух городах – это Харбин в Китае и Екатеринбург в России. Мы уже начали готовиться. Создадим рабочую группу, где определим приоритеты и то, в каком формате эта выставка будет проходить. Хотя мы, конечно, предварительно уже обо всем договорились. И отмечу, Свердловская область – один из немногих регионов, где товарооборот с Китаем только за один год вырос на треть – это достаточно серьезно. И по итогам этого года, я думаю, приблизится к миллиарду долларов. Если в 2013 году было порядка 500 миллионов, то сейчас уже мы приближаемся к миллиарду. Понятно, что динамика взаимных встреч, динамика подписанных соглашений и сотрудничества нашего бизнеса привели к тому, что и наши китайские партнеры согласились с тем, чтобы проводить основной российско-китайский форум именно здесь, у нас.

(Ко второму вопросу). О чем спрашивали? Да обо всем. Каких-то приоритетов нет. Спрашивают всегда то, что волнует каждое отдельно взятое издание или журналиста, поэтому дать особый приоритет какой-то теме я не могу. Поэтому отвечаю всегда на все вопросы.

 

"Российская газета":

– Счетная палата поставила в рейтинге регионов страны Свердловскую область – ну, по-моему, насколько помню – уже на 21 позицию по уровню…

Е. Куйвашев:

– Девятнадцатую.

"Российская газета":

– По уровню долговой нагрузки. Вас это не тревожит, что где-то примерно на 30 процентов этот уровень составляет от доходов Свердловской области? И что с долговой нагрузкой будет происходить в следующем году? Будет она снижаться, останется такой же, и что в связи с этим вы будете предпринимать?

Е. Куйвашев:

– Конечно, слово "долг" – это всегда тревожное слово для многих обывателей и для многих людей, кто будет читать и слушать, в том числе и мой сегодняшний ответ.

Объем госдолга – это, в общем, нормальный инструмент для работы. Для реализации тех или иных планов или просто для текущей работы. Мы же не можем сказать, учителям, врачам или другим работникам бюджетной сферы: "Ты подожди, с зарплатой пока не тревожь меня. Сейчас мне налоги заплатят, а потом я тебе зарплату через три месяца выдам". Госдолг – это инструмент для работы над, в том числе, и сбалансированностью бюджета, над его постоянным функционированием, над тем, чтобы использовать возможности, наши возможности в полном объеме. Это просто реальный инструмент для работы. Что касается рейтинга… Вы посмотрите, если мы уж на 19 месте, кто после нас? У нас 32 процента в среднем, это нормальный процент. Практика в том числе мировая показывает, что этого еще недостаточно для того чтобы считать качественным на 100 процентов управление бюджетом. Есть регионы, где и ближе к 100 процентам. Мы очень взвешенно ведем политику по привлечению средств, по замене коммерческих кредитов на бюджетные, и уже больше пяти миллиардов мы заменили в этом году. Мы будем продолжать эту работу и в следующем году. А использовать инструмент как заимствование, я считаю, это абсолютно нормально, адекватно, это очень современно и инновационно. И те управленческие, региональные команды, кто это делает грамотно, получает максимальный эффект. Мы стремимся к этому.

 

ИА "Znak.com":

– Евгений Владимирович, два вопроса. Первый касается Екатеринбурга. В ближайшее время состоится последнее в этом году заседание городской Думы, будете ли вы встречаться с депутатами перед этим заседанием, какие вопросы будут в повестке? Я немножко конкретизирую, если вы позволите: вы в течение этого года неоднократно говорили о том, что если нет со стороны мэрии конструктивного диалога, то возможно перераспределение каких-то полномочий, что происходило в течение этого года, мы это наблюдали, и в том числе вы говорили, что если и это не поможет, то возможно, будет поставлен вопрос, касающийся кадров в муниципалитете. Как вы считаете, наступил уже тот момент, когда стал актуальным вопрос смены власти в Екатеринбурге или нет? Второй вопрос потребительский: все заметили, как выросли цены в магазинах. Как это отразилось на вашем кошельке, если позволите такой вопрос? От каких магазинов известных или нет, от каких продуктов вам пришлось отказаться?

Е. Куйвашев:

– От кадров до продуктов, да? Я никогда не ставил вопрос и не говорил о смене кадров. Я не знаю, наверное, это все-таки какие-то дописки, домыслы. Что касается передачи полномочий – действительно, в этом году состоялась передача некоторых полномочий. В частности, с 1 января вопрос градостроительных полномочий перейдет на уровень правительства субъекта Федерации. Перейдет часть полномочий по организации работы с нашими рекламщиками. Понятно, это достаточно серьезные полномочия. Это вызвано в первую очередь не каким-то деструктивным влиянием, хотя, конечно, еще вернемся к этому вопросу. Это вызвано в первую очередь, конечно, тем, что у нас серьезные задачи стоят по подготовке города к чемпионату мира по футболу, реализации серьезных инфраструктурных проектов: и ЕКАД, и скоростной трамвай, и приведение в соответствие с федеральными требованиями, увеличение строительства автомобильных дорог, и, конечно же, это приведение, синхронное приведение в взаимодополняющие генеральные планы городов-спутников – так называемый проект "Большой Екатеринбург". Уходить в долгие согласования, в долгие перипетии, переписку не хочется, и времени на это нет. Понятно, исходя из этих в первую очередь соображений, были приняты решения по передаче полномочий. Это касается и вопросов, связанных с многочисленными жалобами со стороны организаций на администрацию города. Я неоднократно получал жалобы и претензии. Некоторые не могли по 9 – 10 лет получить разрешение на начало строительства, согласовать. Вы их прекрасно знаете, повторять не буду. Мы это сделали не для того, чтобы сделать кому-то хуже, мы это сделали для того чтобы в целом улучшить работу.

Что касается продуктов – ну, я очень неприхотлив, в том числе в продуктах, и ничем таким особым я из ряда вон выходящим не питаюсь, но то, что покупал, то и покупаю. Покупает моя семья, естественно.

ИА "Znak.com":

– Подорожало, нет?

Е. Куйвашев:

– Подорожало.

ИА "Znak.com":

– Намного?

Е. Куйвашев:

– В среднем, я думаю, процентов на 15 – 20 стоимость продуктов питания, конечно же, повысилась. Здесь есть и понятные причины: и курс рубля, и международная конъюнктура, которая сегодня складывается, и безусловно, закрывать на это глаза ни в коем случае нельзя, и мы не закрываем. Самое главное сейчас – заниматься контролем за необоснованным повышением цен, если уж вы об этом хотели услышать. Мы этим регулярно, в еженедельном режиме, занимаемся, и поправляем те сети, поправляем поставщиков, кто под шумок, под сурдиночку решил подзаработать больше. Вот и все.

 

ТК "Областное телевидение":

– Добрый день. У меня вопрос по "Большому Екатеринбургу". Каковы перспективы? Потому что пока из уже реализованного только путепровод Верхняя Пышма – Екатеринбург. А дальнейшие шаги?

Е. Куйвашев:

– Есть такой яркий пример. В районе Ново-Свердловской ТЭЦ граница Екатеринбурга и граница города Берёзовского. Мы принимаем решение строить здесь индустриальный парк. Там федеральная земля, мы сейчас занимаемся передачей этой земли на уровень субъекта из Федерации. Начинаем вести градостроительную работу, а оказывается, где проходит граница, у Берёзовского это зона жилой застройки. Естественно, нам уже нельзя принимать решение по строительству там индустриального парка, или можно, но уже с серьезными ограничениями. Я к чему это все рассказываю? Я говорю для того, чтобы вы поняли, в чем смысл реализации этого проекта.

Никто не собирается забирать никакие территории, соединять, объединять, лишать муниципалитеты какой-либо самостоятельности. Мы, наоборот, за то, чтобы и муниципалитеты-спутники развивались, чтобы у них были самостоятельные органы управления и так далее. Но мы за то, чтобы синхронизировать планы развития этих муниципалитетов единым порядком.

Задача – объединить Екатеринбург, города-спутники и районы-спутники в единый, синхронизированный план развития.

Сегодня мы не ставим вопрос "Давайте соединяться". Но если этого не начать делать сейчас, то пройдет лет 50 или 100, и потом нам потомки вспомнят: "Чем вы думали, когда вы планировали строительство города Екатеринбурга и соседних городов, не обращая внимания, и не общаясь друг с другом?".

Я считаю, что генплан должен быть единым, но при этом создаваться должен самими муниципалитетами, должен приниматься отдельно, конечно. Но он должен учитывать все особенности и перспективы роста Екатеринбурга, потому что, сами понимаете, заканчивается Екатеринбург – начинаются границы других муниципалитетов. Это раз.

Второе – это подписание соглашений по использованию социальной сферы – я имею в виду детские сады, приписные поликлиники и так далее, и тому подобное. Иной раз, в том числе и жителям Екатеринбурга удобнее возить детей в детский сад в соседнее муниципальное образование – это ближе, это удобнее, но прописан он в городе Екатеринбурге, и он не может. Это же касается и вопроса предоставления медицинских услуг, первичной помощи в первую очередь. Конечно, это все делается для удобства жителей.

Еще раз подчеркиваю: не ставится вопрос об объединении тех или иных муниципальных образований. Эта работа направлена в первую очередь на синхронизацию работы и по развитию муниципалитета "город Екатеринбург", и близлежащих муниципалитетов-спутников.

Что касается конкретики. Конечно, мы начали реализовывать и не только этот проект. Мы сегодня говорим и о детских садах, поликлиниках, ФАПах. Ситуация с поликлиникой в Малом Истоке – это тоже вопросы взаимной, скажем, интеграции и взаимного использования имущества как государственного, так и муниципального.

 

ИА "Ура.ру":

– Евгений Владимирович, вице-премьер Свердловской области Яков Силин, покинет свою должность – известно, что он станет ректором УрГЭУ. Должность будет упразднена, функционал будет передан или вы уже нашли преемника Силину? Если да, то кого? Ответы "я вам потом расскажу" не принимаются.

Е. Куйвашев:

Ну, конечно же, функционал никто не отменял. Там большой объем работы, огромный объем работы. Это и вопросы развития муниципалитетов, и "Школа мэров", и так далее, и тому подобное, и межнациональные отношения. Это функционал очень большой, и конечно, перебрасывать дополнительно на кого-то будет совершенно неправильно. По поводу того, кто будет на этом месте работать – мы рассматриваем различные варианты, номинантов много, и действительно, я вам, когда будет принято решение, потом скажу.

 

Газета "Для каждого", Тугулымский ГО:

– Президент России Владимир Путин на встрече с представителями некоммерческих организаций подчеркнул их значимость в решении общенациональных задач. Более того, Президент сказал, что НКО может быть передана часть работы в социальной сфере. Скажите, пожалуйста, что на территории Свердловской области делается для поддержки некоммерческих организаций и, что ждать НКО, работающим на территории региона, в 2016 году? Спасибо.

Е. Куйвашев:

– Сразу по моему ответу покажется, что вопрос подготовленный. Мы действительно сегодня занимаем одни из лидирующих позиций в сфере работы с НКО, и если говорить о финансировании, то по итогам 2015 года из областного бюджета через гранты было выделено порядка 103 миллионов рублей. Плюс Федерация нам помогла на уровне 18 миллионов рублей, и если мне память не изменяет, 32 или 33 миллиона в целом было выделено из бюджета муниципалитетов.

Сегодня действительно о передаче полномочий НКО пока вопрос у нас не стоит. В том числе и о выполнении каких-либо услуг. Но они могут – собственно, и выполняют – свои уставные задачи, вопросы социальной сферы, проведения каких-либо грантовых мероприятий, посвященных – различным направления – 70-летию Победы, или волонтерских движений, либо помощь нашим маломобильным, малозащищенным слоям населения.

Конечно, это вопрос усиления внимания: через НКО мы можем решать больше проблем, чем собственно сами можем решить. В том числе, безусловно, некоммерческие организации – в общем и создаются, и уставные цели этих организаций, как правило, направлены на улучшение работы в той или иной сфере. Мы с удовольствием организовываем гранты, организовываем помощь некоммерческим организациям для улучшения или усовершенствования той или иной работы – начиная от патриотической и заканчивая помощи инвалидам, ветеранам, и реализации каких-либо значимых проектов. Это и будем делать. И на 2016 год у нас тоже запланировано порядка 101-го или, по-моему, 102 миллионов рублей. Так же будем рассчитывать и на поддержку Федерации, продолжать работать в этом направлении вместе с нашими муниципальными образованиями.

 

ТК "РИМ-ТВ":

– Евгений Владимирович, здравствуйте. Вопрос с небольшой прелюдией. У малых телеканалов есть крайне положительный опыт в 2015 году, когда по представлению 2014 года Первого канала и "России" они хотели задушить и закрыть все кабельные и эфирные каналы, отменив телевизионную рекламу. Но, мы, малые телеканалы, выстояли, обратившись за поддержкой к депутатам Госдумы.

Возможно ли, Евгений Владимирович, вот таким же ресурсом работать в направлении социально значимом, например, стоимость электроэнергии для Уральского алюминиевого завода снизить? Там остановлены электролизеры, и еще 2-3 года, квалифицированные кадры уйдут. Либо уедут, либо просто на пенсию уйдут. Еще 2-3 года, и электролизеры уже не восстановить.

Возможно ли, вот так объединив ресурсы, воздействовать на монополии государственные?

Е. Куйвашев:

– Вообще-то, не государственная монополия. Насколько я понимаю, это компания "РУСАЛ". Навязывать им, как вести бизнес – безусловно, это неправильно. Если они сделали Каменск-Уральский, и Краснотурьинск и, конечно, Североуральск, городами по производству глинозема, то это политика их компании, безусловно. Никто не говорит о закрытии алюминиевого производства у нас в стране, у них по стране достаточно много активов, и глиноземные производства сохранены как в Каменске-Уральском, так и в Краснотурьинске.

Вопрос даже не в стоимости электроэнергии, она приблизительно одинакова во всех регионах, плюс-минус в зависимости от той инвестпрограммы, которую ведут энергетики. Много других составляющих факторов.

Что касается возобновления производства алюминия – конечно, на это влияют… Вот нашим командным решением мы на это повлиять не сможем. Для этого должны созреть экономические условия. Действительно, стоимость алюминия на сегодня очень низкая, потому что, во-первых, оборудование очень устарело, и для того чтобы вкладывать в модернизацию заводов, нужны миллиардные инвестиции, причём не в рублевом эквиваленте. Для того чтобы сохранить и глиноземное производство, и алюминиевое производство в стране, "РУСАЛ" выстраивает именно такую политику. И, безусловно, им навязывать "ты давай строй здесь завод" – это по меньшей мере неправильно, иначе вообще весь "РУСАЛ" рухнет. А это чревато и другими последствиями.

Мы ведем работу, безусловно. Мы не стоим на месте. Мы хотим участвовать в работе над более глубоким переделом алюминия, мы предлагаем различные варианты для углубления переработки и изготовления каких-либо комплектующих. Что касается алюминиевого производства, вопрос с повестки не снят, сразу скажу. Мы над этим постоянно работаем, но сегодня экономика складывается не в помощь тому, чтобы возобновить алюминиевое производство. Но перспективы – не хочу только здесь никого обнадеживать – перспективы для этого есть, в том числе есть перспективы на углубление переработки алюминия.

 

"Московский комсомолец":

– У меня, на самом деле, два вопроса. Первый – по технопаркам. Была критика технопарка "Университетский" по наполняемости. Будет ли какая-то работа проводиться в 2016 году, чтобы повысить наполняемость технопарка? Второй вопрос – по поводу полномочий, переданных на уровень области. Вы сказали, что это связано, в том числе, с тем, чтобы избежать волокиты в связи с подготовкой к чемпионату мира. Но значит ли это, что после 2018 года полномочия могут быть переданы обратно в город? Спасибо.

Е. Куйвашев:

– Что касается технопарка – там сегодня подписаны соглашения с 34 резидентами. Пока, исходя из этих соглашений, мы дополнительно создаём 400 рабочих мест, плановая мощность этого технопарка – 1500 мест, из них высокотехнологичных – 700. Сам по себе технопарк в чистом виде существовать, конечно, может, но изначально технопарк "Университетский" – это часть большого комплекса, который мы строим, над которым мы работаем. Вопрос создания кампуса нашего Уральского федерального университета – это вопрос перемещения обучающих мощностей, корпусов учебного заведения из различных частей Екатеринбурга в одно место. Это создание так называемого университетского городка в полном смысле этого слова, где технопарк является составной частью. Технопарк – это первый шаг к реализации этого проекта. Второй шаг – это создание центра компетенций. Вы знаете, что мы выиграли конкурс в Минобре на создание такого центра, он тоже строится там. Заканчивается проектирование университетского кампуса и заканчивается проектирование и подписание соответствующих оценок. Это большая работа. Делается оценка, потому что это коммерческий проект, и здания будут продаваться с аукциона, с конкурса, и за счёт этого будут строиться совершенно новые мощности университета.

Вот такая идея, и технопарк – это первый шаг. Работа, конечно, будет продолжаться, мы её не оставим, это конкурентное преимущество нашего региона, и мы думаем о перспективе и закладываем уже сегодня фундамент на более глубокую и далёкую перспективу.

И второе – по поводу передачи обратно полномочий из области – муниципалитету. Поживём – увидим. Я ещё раз подчёркиваю: мы это сделали не для того, чтобы кому-то хуже сделать. Мы сделали это для того, чтобы в целом работу сделать лучше. Вопросы подготовки градостроительной документации, выдачи разрешений, к сожалению, в Екатеринбурге по настоящий момент остаются достаточно больными. Если в целом посмотреть сроки выдачи разрешений, они достаточно большие. Мы, конечно, их хотим сократить. Сделано немало, в том числе и совместными усилиями, нашими усилиями, но сделать предстоит ещё больше.

 

РИА "Новый день":

– У меня вопрос тоже касается полномочий – правда, не города и области. В начале месяца депутат Законодательного Собрания Андрей Альшевских предложил упразднить пост председателя регионального правительства с тем, чтобы сэкономить, потому что очень много, по его словам, дублирующих функций у администрации губернатора и кабмина. Он предложил передать полномочия от председателя правительства вам, ответственность всю передать вам, чтобы вы несли больше ответственности, и чтобы была экономия бюджета. Пожалуйста, прокомментируйте это предложение, готовы ли вы, если вдруг депутаты действительно решатся на такой шаг, взять на себя больше ответственности? Спасибо.

Е. Куйвашев:

–Ну, во-первых, дублирующих полномочий нет. Можно посмотреть те полномочия, которые записаны в Уставе, и в положении о правительстве, и в положении об администрации губернатора – их совершенно точно нет. Вопрос в названии, как я понимаю? Работы-то меньше не становится, она всё равно есть, и те полномочия, которые сегодня закреплены за председателем правительства и за вице-премьером, их тоже никуда не деть. Их же кто-то должен выполнять, они же не выдуманные. Так исторически сложилось, что почти пятимиллионный субъект – Свердловская область – всегда имел и правительство, и администрацию губернатора. Несёт за всё ответственность, конечно же, губер